Этап 2. Заключение внешнеторгового контракта

1

1. 1.  Проведение переговоров и согласование всех условий контракта.


Становясь частью единого делового мира, мы все в большей мере переносим существующие общие закономерности на нашу действительность, требуя и от отечественных партнеров цивилизованного общения. Чтобы успешно вести дела с зарубежными партнерами, необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы.

Вы можете вести переговоры с помощью посредников: профессиональных переговорщиков и переводчиков. Правильнее всего будет воспользоваться услугами своего переводчика, даже если в переговорах будет участвовать переводчик с другой стороны, только в этом случае Вы можете обеспечить себя полной и достоверной информацией о содержании контракта.

Переговоры с представителями разных государств и культур имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке. Рекомендуем ознакомиться с уникальной монографией Мягкова В.Ю.: Деловое страноведение. Особенности хозяйственного развития и внешнеэкономической практики ведущих партнеров России по торгово-экономическому сотрудничеству на современном этапе.

Центр поддержки экспорта предлагает услуги сопровождения переговоров. Мы поможем Вам организовать переговоры и заключить взаимовыгодный внешнеторговый контракт.


2.      Проверка деловой репутации и платежеспособности партнёра


Проверка деловой репутации может быть ключевым моментом всего процесса заключение контракта и свернуть все ваши предварительные договоренности. Поэтому рекомендуем проверить деловую репутацию контрагента заранее, еще до начала ведения переговоров.

Не смотря на распространенное мнение о низкой степени благонадежности российских бизнесменов, примеры неделового поведения можно встретить в бизнес-сообществе любого государства мира.

Проверка иностранных партнеров требует знания действующей на территории государства партнера системы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенностей регулирования корпоративных отношений, структуры органов управления юридических лиц, порядка реализации их полномочий и т.д.

Сам процесс проверки деловой репутации контрагента можно условно разделить на 2 стадии: 1 стадия – это проверка информации о контрагенте находящейся в открытом доступе; 2 стадия – это более глубокое и обстоятельное исследование финансового и репутационного статуса компании, которое представляет собой юридическую услугу, оказываемую соответствующими юридическими компаниями.


Содержание всего процесса проверки направленно на проведение следующих действий:

·         проверка подлинности и актуальности регистрационных данных компании;

·         подтверждение наличия офиса компании, по юридическому или иному адресу, указанному в уставных документах;

·         проверка данных об органах управления юридического лица: проверка соответствия заявленных персоналий, входящих в состав совета директоров компании, ее единоличного или коллегиального исполнительного органа фактическому их составу;

·         проверка уставных документов компании, в частности, объем ее специальной правоспособности (виды коммерческой деятельности, которыми компания вправе заниматься в силу закона и положений устава компании (особое внимание следует уделять тем видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специального разрешения – лицензии или разрешений иных уполномоченных органов);

·         установление местонахождения складов, дополнительных офисов и иного недвижимого имущества компании;

·         проверка сведений о действующих счетах компании;

·         проверка бухгалтерского баланса компании за последний отчетный период или несколько периодов;

·         проверка наличия у компании постоянных деловых партнеров;

·         проверка деловой репутации руководителей компании на рынке;

·         получение информации о наличии у компании проблем во взаимоотношениях с поставщиками или иными контролирующими органами.

Центр поддержки экспорта поможет Вам провести проверку благонадежности и платежеспособности зарубежного партнера через Торговые представительства РФ за рубежом и Министерство иностранных дел РФ.


3.      Подготовка и подписание внешнеторгового контракта


В международной коммерческой практике договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме принято называть контрактом купли-продажи.

Контракт купли-продажи – коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товара и, если необходимо сопутствующих услуг, согласованный и подписанный экспортером и импортером

Стороны договора (контракта) купли-продажи — продавец и покупатель берут на себя конкретные обязательства, которые содержатся во всех условиях контракта. Основными обязательствами для продавца являются: поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар, для покупателя — уплатить цену за товар и принять поставку.

Внешнеторговый контракт – это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки.


Основные условия, содержащиеся в контракте купли-продажи:


·         предмет и объем поставки (наименование и количество товара);

·         способы определения качества товара;

·         срок и место поставки;

·         базисные условия поставки;

·         цена и общая стоимость поставки;

·         условия платежа,

·         порядок сдачи-приемки товара;

·         условия о гарантиях и санкциях,

·         об арбитраже,

·         об обстоятельствах непреодолимой силы;

·         транспортные условия;

·         юридические адреса сторон;

·         подписи продавца и покупателя.


Контракт должен включать в себя следующие разделы:



·  Преамбула. предшествует тексту договора и содержит: наименование и номер контракта; место и дата его заключения; определение сторон, совершающих сделку.


· Предмет контракта содержит наименование товара, характеристики товара, ассортимент.


·  Количество. При определении количества товара в контракте купли-продажи устанавливаются:единица измерения количества, порядок установления количества, система мер и весов.


· Качество. Определение качества товара в контракте купли-продажи предполагает установление качественной характеристики, т.е. совокупности свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению:


·         По стандарту

·         По техническим условиям

·         По спецификации, указанной в договоре

·         По образцу

·         По предварительному осмотру

·         По содержанию отдельных веществ в товаре

·         Способ «тель-кель».


 Срок и дата поставки-  момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю. Оговоренное в контракте количество товара может быть поставлено единовременно или по частям. Дата поставки - дата передачи товара в распоряжение покупателя. Способы определения срока поставки:

·         Определяется календарный день поставки.

·         Определяется период, в течение которого должна быть произведена поставка

·         Применяются принятые в торговле термины, например: «немедленная поставка»,«быстрая поставка» «без задержки» «товар в наличии на месте» «со склада»

·         Указывается число дней, недель, месяцев, счет с момента совершения одной из сторон предусмотренного в контракте действия

·         «По снятии урожая», «после открытия навигации».

·         Цена. При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются единица измерения, базис цены, валюта цены, способ фиксации цены, уровень цены.

·         Платеж. При определении условия платежа в контракте устанавливаются: валюта платежа; срок платежа; способ платежа (наличный платеж, платеж с авансом, платеж в кредит), форма расчета.

·         Упаковка и маркировка груза. В контракт вносится условие, содержащее указание относительно:

o    вида и характера упаковки,

o    ее качества,

o    размеров,

o    способа оплаты,

o    нанесения на упаковку маркировки.

 

·         Порядок отгрузки. Покупателю важно знать время фактической отгрузки товара, чтобы своевременно позаботиться о приемке товара. Если в контракте установлено, что местом поставки будет склад продавца, то продавец должен уведомить о готовности товара когда он будет индивидуализирован и подготовлен для сдачи. Если продавец обеспечивает перевозку, он обязан немедленно после отгрузки послать покупателю извещение об отгрузке и перечень отгрузочных документов.


·         Сдача-приемка. Под сдачей товара понимается передача товара продавцом во владение покупателя в соответствии с условиями контракта купли-продажи. Под приемкой понимается проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристике и техническим условиям, указанным в договоре. Сдача и приемка — это один акт, который в контракте может быть выражен следующей формулировкой: «Товар считается поставленным продавцом и принятым покупателем...».


·         Рекламации. Претензии, предъявляемые покупателем к продавцу в связи с несоответствием качества и количества поставленного товара условиям контракта, называются рекламациями. Стороны в контракте устанавливают:

·         порядок предъявления рекламации;

·         сроки, в течение которых рекламация может быть заявлена (количество,качество);

·         права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламации;

·         способы урегулирования рекламации.


·         Гарантии. В контрактах на машины и оборудование обычно содержится условие, по которому продавец принимает ответственность за качество товара в течение определенного гарантийного срока. Определяются:

·         объем предоставляемой продавцом гарантии;

·         гарантийный срок;

·         обязанности продавца в случае обнаружения дефектности товара или несоответствия его контракту.


Срок гарантии - от нескольких месяцев до нескольких лет. Гарантийный период может исчисляться: с даты поставки товара; с даты передачи товара первому потребителю; с момента получения покупателем от продавца уведомления в письменной форме о том, что оборудование готово к отправке; с даты пуска оборудования в эксплуатацию.


·         Форс-мажор. Контракты купли-продажи содержат условие, которое разрешает переносить срок исполнения договора или вообще освобождает стороны выполнения обязательств в случае наступления не зависящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению договора.

·         Длительные обстоятельства: война, блокада, валютные ограничения или другие мероприятия правительства и правительственных органов.

·         Кратковременные обстоятельства: пожар, наводнения, стихийные бедствия, замерзание моря или порта, закрытие морских проливов и др.

При наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения договора отодвигается соразмерно времени, в течение ко­торого будут действовать эти обстоятельства или их последствия.


·         Разрешение споров. В этом пункте контракта устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы мирным путем. В большинстве контрактов предус­матривается разрешение спора в порядке третейского суда, или так называемого арбитража. Часто используется арбитражный суд при Международной торговой палате (МТП).


·         Транспортные условия. В транспортных условиях предусматриваются:

·         номинация порта погрузки (выгрузки) товара, пункта перевалки, передачи груза;

·         распределение расходов по погрузке (выгрузке) товара между продавцом и покупателем;

·         выбор проформ чартера или коносамента для оформления договора перевозки;

·         порядок информации о приходе судна в порт погрузки (выгрузки) и определение готовности судна к выполнению грузовых операций;

·         нормы погрузки (выгрузки) и порядок исчисления учета сталийного времени;

·         условия назначения стивидоров и агентов;

·         ставки, условия и порядок оплаты перевозчику демереджа и диспача.


4.      Подготовка паспорта сделки и регистрация контракта в уполномоченном банке


Согласно пп. «б» – «в» п. 9 ч. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон N 173-ФЗ) в Российской Федерации сделки между резидентом и нерезидентом в иностранной или в российской валюте считаются валютными операциями и регулируются валютным законодательством.

При этом под резидентами понимаются (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ): российские граждане, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, а также юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, и расположенные за рубежом их филиалы, представительства и иные подразделения.


А нерезидентами согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ, в свою очередь, являются: иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в нашей стране, российские граждане, постоянно проживающие на территории иностранного государства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и расположенные за рубежом, их филиалы, постоянные представительства, другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения, находящиеся на территории Российской Федерации.


При заключении между резидентами и нерезидентами валютных операций зачастую требуется оформить паспорт сделки. Данный документ используется для осуществления валютного контроля по проводимым валютным операциям, и его в любой момент могут запросить органы и агенты валютного контроля. В качестве первых выступают ЦБР и Росфиннадзор, а в качестве вторых – налоговые инспекции, таможенные органы, банки, Внешэкономбанк и профессиональные участники рынка ценных бумаг (ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ).


Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25103) устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Инструкция изменяет ранее действующий порядок заполнения и представления в уполномоченные банки документов валютного контроля, а также порядок проведения учета и контроля валютных операций со стороны уполномоченного банка.


Перечень некоторых изменений, которые применяются с 01 октября 2013 г. 


В соответствии со ст. 15.25 «Кодекса об административных нарушениях» за нарушение сроков предоставления подтверждающих документов и оформления справок для валютного контроля установлена следующая ответственность:

«Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции


2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


3. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.


4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные не резидентам товары, выполненные для не резидентов работы, оказанные не резидентам услуги либо за переданные не резидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.


5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных не резидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги либо за не переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.


6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.


6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.


6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


6.4. Повторное в течение одного года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 6 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысячрублей.


Основные изменения валютного законодательства РФ

ПАРТНЁРЫ